Mobirise




Для художника все свято, что есть в отечестве родном
 

        Замерли в суровой тишине окрестные уральские горы, запорошенные снегами, тяжелое тревожное небо повисло над ними. Ближе к зрителю – восседающий на могучем коне Салават Юлаев, обращающийся с призывом к землякам встать на борьбу за свободу. Его окружают соплеменники, отряды вооруженных людей, а по горным тропам и из долин стекаются все новые отряды повстанцев, идущих на зов своего предводителя. Суров колорит картины, воспроизводящей атмосферу того напряжения, собирания моральных и физических сил, которые нужны были людям для будущих битв и испытаний. Это полотно «Призыв» стало одним их центральных событий в прошедшей летом этого года конкурсной выставки, посвященной личности и подвигам Салавата Юлаева и его сподвижников. Его авторы — известные в республике живописцы Файзрахман Исмагилов и Илдар Гаянов. Сегодня оно в числе других экспонируется в Башкирском художественном музее им. М.В. Нестерова на выставке произведений этих двух мастеров. В ее экспозиции представлены работы каждого из них, а также серии полотен, созданных ими совместно — «Башкирские войска в Отечественной войне 1812-1814 годов» (1998-2002) и «Сказание о Салавате» (2002-2004). Эти серии номинируются на Государственную премию Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Оба художника являются членами Союза художников России, участниками многих масштабных художественных выставок, их работы находятся в собраниях ряда музеев.

        Одна из зрительниц Ольга Забуга в книге отзывов адресует авторам такие строки:

        Гордятся люди Салаватом, отважным воином, певцом,

        И для художника все свято, что есть в отечестве родном.

Эти слова очень точно выявляют суть творчества обоих мастеров, для которых судьбы родного народа, его история, красота составляют главный смысл, несмотря на различие творческих приемов и воззрений каждого из них.

        Файзрахман Абдрахманович Исмагилов, уроженец Белорецкого района республики, весной будущего года отметит свое пятидесятилетие. Он — воспитанник замечательного башкирского живописца Р.М. Нурмухаметова, который, обучая его в стенах Уфимского государственного института искусств (ныне — Уфимская государственная академия искусств) в 1970-е годы, сумел передать ученику главное — духовное начало в творчестве, основанное на глубинных связях с родиной, национальной традицией. Уже более десяти лет Ф. Исмагилов сам преподает в Уфимской академии искусств, являясь доцентом факультета изобразительных искусств. В 1998 году удостоен звания заслуженного художника Республики Башкортостан. Работает он в области жанровой, портретной, пейзажной живописи. Избранные работы художника представлены в экспозиции выставки. Самая ранняя из них картина «Из детства» 1982 г. с неподдельной искренностью рисует образ деревенского мальчонки, выросшего среди нетронутой красоты величественной уральской природы. Уже в ней заложена программная тема живописца — тема связи человека с родной землей. Картина автобиографична и в то же время создает стилизованный художественный образ. В ней — тот мир, который формировал душу автора картины и ее юного героя. О направленности творчества живописца говорят сами названия его произведений «Кызыл Таш» 1990 г., «Шункар» 1991 г., «Одинокая кибитка» 1992 г., «Всадник» 1999 г. Написанные в реалистической манере они обладают ясностью идейно-эмоционального содержания, которое всегда сводится к передаче духа народной жизни, показу удали, стремления людей к свободе.

         Второй участник выставки Илдар Ихсанович Гаянов родился в 1957 году в селе Сейтяково Балтачевского района. Образование получил в Свердловском художественном училище. Учился в те годы, когда там плодотворно работали такие яркие мастера, как Г. Мосин, М. Брусиловский, Г. Метелев, художники глубоко философского, поэтического дарования. Благотворное влияние творчества этих мастеров сказывается в живописи И. Гаянова. Он не строит свои холсты по законам натуралистического правдоподобия, а насыщает их декоративным цветом, своеобразной пластикой, отвечающим эмоционально-поэтическому восприятию автора. Его излюбленный жанр — портрет, чаще женский — «Девушка с тюльпаном» 1995 г., «Венера Зианчуринская» 1996 г., «Осенний портрет» 2002 г. В каждом их них найдено такое композиционное, колористическое решение, которое позволяет художнику передать грани поэтической, женской красоты героинь, чьи образы несут лирическую окраску.

         Я хорошо помню тот момент, когда на 7-й региональной выставке «Урал» в Уфе появилась картина И. Гаянова «Зимний сон» 1997 г., представленная и в этой экспозиции — семейный портрет автора, претворенный в романтическую сказку, пронизанную любовью, добротой и ожиданием какого-то новогоднего чуда. Красивая живопись, легкая пластика — все это звуки одной светлой, поэтической мелодии о жизни. Приехавшее тогда на открытие выставки руководство Союза художников России отметило это произведение, которое поступило затем в коллекцию уфимского художественного музея им. М.В. Нестерова.

         С обретением нашей республикой суверенитета в башкирском изобразительном искусстве все более четко обозначается тенденция обращение художников к отражению страниц национальной истории, традиций народа. Общее понимание этих проблем, стремление осмыслить их с точки зрения современности и воплотить в живописных произведениях объединило двух художников — Файзрахмана Исмагилова и Илдара Гаянова в единый коллектив. С 1998 года они стали работать совместно над серией картин «Башкирские войска в Отечественной войне 1812-1814 годов», написали уже шесть полотен.

         Открывает цикл картина «Призыв на войну». Ее действие разворачивается в долине у подножия Тра-Тау, где выстроились башкирские войска. На первом плане — военачальники на конях. Они внимательно слушают читающего приказ Александра I, который призывает башкир встать на общую борьбу с Наполеоном. Выразительность полотна составляет его сюжетная новизна, обращение авторов к событиям далеких времен и то, как изобразительными средствами они передают образно-эмоциональное содержание картины. Мужественное звучание картине придает ее торжественно-строгий колорит и композиция. Многократно повторенные горизонтальные ритмы четких рядов башкирских войск, которым вторят очертания гор на горизонте, рождает ощущение уверенности, бесстрашия, собранности башкирских воинов перед лицом грядущих битв. А высящаяся на фоне бурного неба гора Тра-Тау воспринимается как символ их необоримой силы.

         Два других полотна рисуют батальные сцены. Вооруженные саблями, копьями конные башкирские воины, как лавина, несутся на врага, сминая их и обращая в бегство, в картине «Башкирская конница в атаке под Березино». В ней, также как и в другой, показывающей столь же динамичную сцену боя под Бородино, авторы не разворачивают широких пейзажных панорам, как это мы видим в предыдущей работе. Высоко поднимая линию горизонта, они рисуют лишь тот небольшой уголок земли, где идет яростное сражение, а вытянутый по горизонтали формат холста позволяет им передать огромную внутреннюю динамику полотен.

         В атмосферу праздничного события переносит зрителя картина «Башкирские войска на Елисейских полях». Этот светлый, праздничный холст показывает момент парада войск. На первом плане перед командующими проходит лихая башкирская конница. Воины одеты в белое, на головах — островерхие красные шапки, отороченные мехом. Уверенно сидят они в седлах, подняв копья вверх. Активный цветовой акцент первого плана по контрасту со сдержанностью серебристо-охристой гаммы второго позволяет авторам сосредоточить внимание зрителя именно на этой сцене.

         Глядя на другую картину цикла «Утро на площади Сен-Жермен» невольно вспоминаешь стихи русского поэта Константина Батюшкова:

                                                                                                    Кипел бульвар в Париже так,

                                                                                                    Народа праздными толпами,

                                                                                                    Когда на нем летал с нагайкою солдат,

                                                                                                    Иль Северный амур с колчаном и стрелами.

Башкирские воины празднуют победу. Пройдя далекий и трудный путь, они не растеряли бодрости духа, жизненной силы и вот уже на парижской площади звучат мелодии курая, домбры, искрометный танец башкир привлекает всеобщее внимание. Как и для всех картин цикла, для создания этих полотен художникам пришлось изучать множество исторических, документальных, литературных источников. Хроника и характер событий, вооружение и воинское облачение периода той войны, архитектура Парижа — все это пришлось им познать, уточнить в процессе работы. Произведения, созданные Ф. Исмагиловым и И. Гаяновым, строятся при этом не только на документальной убедительности, они образны, эмоциональны, несут печать их личной взволнованности, поэтической увлеченности.

         Убедительное доказательство тому и картина «Возвращение на Урал», глядя на которую ощущаешь ту меру гордости авторов за свой народ и любви к нему, к природе Урала, которая движет их кистью. Цикл, посвященный Отечественной войне 1812-1814 годов, не завершается этими работами, художники планируют продолжить его другими тематическими полотнами.

         Могли ли Файзрахман Исмагилов и Илдар Гаянов пройти мимо такого образа, как Салават Юлаев? Понимая характер их искусства, можно ответить однозначно — не могли! Три последних года они отдали работе над серией картин «Сказание о Салавате». Она состоит из пяти больших холстов, также как и первая, последовательно развивающих ход событий. Открывает серию работа «Джэйляу». С вершины холма, на котором расположилась группа башкир, открывается взгляд на широкую панораму уральского пейзажа. В долине — юрты башкир, здесь течет своя размеренная жизнь. Серебрятся воды реки у подножия величественных дальних холмов. В группе людей, показанной на первом плане, старцы и дети, в центре юный Салават. Он готовится показать аксакалам свое умение играть на курае. С большой искренностью и теплотой воспроизводят авторы эту сцену, поэтическую окраску которой придает пейзажный фон. Картина цельна по колориту, она словно окутана мягким валером серебристо-бирюзовых, коричневых тонов. Ее мягкая цветовая гармония сливается в единую просветленную, лирико-поэтическую мелодию, поющую о родном крае, взрастившем батыра.

         Вторая работа цикла — «Отец и сын». Сидящий на коне опытный и сильный воин Юлай Азналин благословляет на борьбу сына, вручив ему знамя. Гарцует серый конь под Салаватом, в выправке которого читается готовность повести за собой отряд башкир, стоящий поодаль. В каждой картине авторы большую роль отводят пейзажному фону, который формирует их эмоциональную среду. В этом полотне он окрашен более сдержанными тонами, которые созвучны суровой атмосфере происходящего.

         Композиция «Призыв», о которой сказано в начале статьи, является драматической доминантой цикла. Как эхо звучит в горах призыв Салавата Юлаева, разнося весть о восстании. Та степень эмоциональной, художественной выразительности, которую достигают живописцы, невозможна без глубинного понимания национального характера, образа жизни и поведения людей, в чем убеждают нас авторы.

         Еще одна страница в биографии батыра раскрывается в холсте «Встреча Салавата с Пугачевым». На просторной окраине селения, раскинувшегося у подножия заснеженных гор, встретились два главных героя событий крестьянского восстания 1773-1775 годов — царственно выходящий из кареты Е. Пугачев и приветствующий его Салават Юлаев. Композиция многофигурна, в ней масса действующих лиц — пугачевцы, царские солдаты, перешедшие на сторону восставших, башкирские ополченцы. Все эти типы живо и выразительно написаны художниками, убедительно разыграна драматургия полотна.

         Роль предводителя народного движения и воинская доблесть Салавата раскрыты авторами в последней картине серии «Осада Осинской крепости отрядами Салавата Юлаева и полковника Белобородова». Это батальное полотно показывает событие июля 1774 года — момент яростной атаки отрядами повстанцев крепости, которая высится вдали на холме. Рвутся снаряды, окутывающие дымом ополченцев, все новые люди подходят для подкрепления наступающих. Слева, в гуще этих отрядов — два военачальника пугачевского войска, руководящие боем. Салават на коне с подзорной трубой и Белобородов, указывающий направление удара. При всем том внутреннем напряжении, которым наполнена картина, ее решение, эмоциональный ключ запрограммированы на оптимистическую идею — идею безусловной победы восставших, необоримого мужества и героизма их предводителя Салавата Юлаева. Ф. Исмагилов и И. Гаянов явили уникальный случай в башкирском искусстве, когда два разных по манере мастера, объединенные и взволнованные общей идеей, создали единые по стилю, образному и цветовому решению произведения.

         Развивая традиции исторической живописи таких мастеров старшего поколения, как А.П. Лежнев, Ф. Исмагилов и И. Гаянов создали монументальные и новые по теме, композиции, в которых слиты воедино и проникновенно звучат темы Родины, преемственности поколений, значимости воинских подвигов башкирских батыров. Представляя поколение башкирских живописцев, вступивших в творческую жизнь в конце ХХ столетия, эти мастера являют пример того, что в творчестве художников современного поколения находит гражданственное, художественное осмысление значимых событий и личностей в истории башкирского народа.

                                                                                                                                                                                                                                       Валентина Сорокина