В ее полях, озерах, родниках.
Мустай Карим.
«Из детства» — так назвал Файзрахман Исмагилов одну из своих ранних композиций 1983 года. С неподдельной искренностью она создает образ деревенского мальчонки в выгоревшей курточке, не по росту больших брюках, который старательно позирует художнику, застыв по стойке «смирно». В его глазах — некоторая робость и в то же время внимание, любопытство. Под ногами мальчика каменистая дорога с седыми травами, которая уводит взгляд зрителя в глубину пространства с осенними золотыми полянами, деревьями, дальними холмами и простирающимся над ними простором неба. Картина автобиографична. Это — обращение художника к истокам, корням собственной биографии, памяти. Он воспроизводит в холсте тот величественный, первозданный образ родной природы, которая формировала его мировосприятие, его понимание красоты и патриотизма. В полотне заложена программная тема живописца — тема связи человека с родной землей, с теми духовными истоками, которые питают его жизнь и творчество.
Ранние произведения художника 1970 — начала 1980-х годов написаны под непосредственным влиянием натуры. Это очень искренние работы, посвященные его землякам. Хорошо знающий жизнь простых людей, Исмагилов в портретах этих лет создал образы людей, сохранивших внутреннее достоинство и чистоту. Уже в первой работе «Галима-абей», появившейся на республиканской выставке в 1974 году, он показал свое умение создать выразительный психологический образ и свойственное ему теплое, внимательное отношение к натуре. В этом угадывается безусловное влияние его учителя — Р.М. Нурмухаметова, замечательного мастера портретной, жанровой живописи. В 1980 годах молодой художник создает ряд интересных композиционных портретов — «Утро» (1983), «Летнее утро. Портрет ветерана войны М. Магадеева» (1984), «Соседка» (1985), которые экспонируются в те годы на крупных выставках и открывают ему дорогу в большое искусство. Герои работ — земляки автора. Только человек, близко знающий деревенскую жизнь, понимающий заботы и судьбы людей мог написать столь выразительные, правдивые портреты.
Огромным человеческим теплом и уважением проникнут образ Шаргии-апы (сестры выдающегося башкирского актера Арслана Мубарякова) в работе «Утро». Ранним утром вышла во двор творить свои привычные, повседневные дела пожилая башкирка. Лишь на мгновение она остановилась, обратив к зрителю свое доброе, с полуулыбкой лицо, изрезанное сеточкой морщин. А за ее спиной согретый мягким светом восходящего солнца пейзаж — тихая деревенская улица и вздымающиеся к нему холмы. Очертания этих холмов, как нимб, окружают фигуру женщины, объединяя ее с этим привычным и вечным миром природы и жизни. Портрет дышит мудрой простотой и естественностью, которая заключена во всем — в его композиции, жизненно выразительных и тщательно переданных деталях, в цветовом решении. Созвучны по содержанию и решению этому полотну и другие портреты Ф. Исмагилова этих лет.
В 1980-е годы живописец пишет также ряд жанровых полотен «В гостях» (1983), «Сестры» (1988), являющихся по сути групповыми портретами. Тогда же он впервые обращается и к пейзажу, создав такие произведения, как «Пейзаж с козами» (1983), «У реки» (1985). Все эти работы написаны по впечатлению от непосредственных натурных наблюдений, в них изображены конкретные герои и мотивы.
Перестройка социально-политической жизни в стране во второй половине 1980-х годов, приведшая к демократизации общества, изменила и мировоззрение художников. Конкретика сюжета и образов уступает место поискам образов метафорического звучания, воплощающих философское, поэтическое отражение духовно-нравственных сторон бытия.
В 1989 году Исмагилов пишет работы, обозначившие определенные вехи и направление его поисков. В одних он вновь обращается к теме жизни и красоты своей малой родины, гармонического слияния мира человека и природы. В полотне «У родника» автор разворачивает эпическую картину. На первом плане могучее дерево, полуразрушенное стихией, но по-прежнему крепко стоящее на земле и дающее людям прохладную тень. У его подножия — чистые воды родника, фигуры двух женщин, пришедших за водой. Далее, на фоне, склоны высоких гор. Тревожный мотив раненого дерева привносит в картину драматические ноты, но в целом она звучит жизнеутверждающе и мощно. Величественный размах ее композиции, мужественная пластика и колористическая цельность — все здесь во имя создания обобщенного поэтического образа, воплощающего идею незыблемости жизни на родной земле.
Вслед за этой работой в 1989 году рождается картина «Толпар. Крылатый конь». Работа обозначила рождение новой темы в творчестве мастера, связанной с обращением к башкирским мифам, преданиям. Исмагилов стал одним из первых башкирских живописцев, прикоснувшихся к богатейшему источнику народной мудрости. В образах мифологических героев находят отражение его понимание событий прошлого и настоящего, переживания за судьбы людей и Отечества. Картина обозначила и иную стилистику произведений, выполненных все в той же реалистической манере, но построенных на языке иносказаний и аллегорий. Крылатый конь Толпар, согласно мифам, приносил вдохновение поэтам и музыкантам. Летящий над землей в голубом просторе неба белый конь — это образ, воплощающий идею свободы, добра, духовной чистоты. Трепетная кисть художника ткет нежную и светлую фактуру холста, его линии и формы обретают почти невесомую легкость. Картина является свидетельством жизнеутверждающего мировосприятия автора, его ассоциативного поэтического мышления. Для художника этот образ стал своеобразным талисманом — покровителем его таланта и вдохновения.
Просветленная поэзия этого полотна сменяется драматическими коллизиями в работах «Водоворот» (1989), «Падающий Толпар» (1997). В первом — размышления художника о смутных временах, втягивающих судьбы людей в неизведанные события. Три плывущих в бурном потоке коня изо всех сил пытаются преодолеть стремнину водоворота. Художник не предсказывает развязку этого события, потому полотно обретает особую эмоциональную напряженность, подчеркнутую цветовой гаммой и аскетической выразительностью деталей.
Конь был и остается культовым животным башкир, олицетворяя идеалы свободы, отваги и удали. Он всегда рядом с батыром в битве и мирной жизни. Сколь многолик его образ в мифологии, столь же разнообразен он в произведениях Файзрахмана Исмагилова разных лет. Конь предстает то в образе Акбузата, то лихим скакуном в композициях, изображающих сцены соколиной охоты. В картине 2002 года «Аттар. Кони» художник показывает красоту, грацию животных и, одновременно, могучую стихийную силу природы. Умелый рисунок, динамичные формы и напряженный колорит сообщают произведению образную законченность.
Большое влияние на формирование поэтического мировосприятия художника оказало его детство, проведенное в деревне, окруженной девственными лесами и горами, в мире старинных сказаний и преданий. Именно из этой памяти пришли его герои «Аю. Медведь» и «Кук буре. Белый волк» (обе — 1990). Если в первой работе автор показывает безудержную силу зверя — хозяина природы, то во второй звучат драматические ноты. Низко пригибаясь к земле, бежит по степи старый, седой волк. Он слеп и только чуткий нюх служит ему ориентиром в пространстве жизни. Но сколько воли и угрожающей силы в оскаленной морде зверя, в его напряженных мышцах! Этот очеловеченный образ — аллегория несломленного духа и силы, способной преодолеть многие трудности.
В 1992 году художник совершил поездку на родину Губая Давлетшина в деревню Ташбулатово Самарской области. Он видел, как бережно ее жители сохраняют народные традиции, как тоскуют они по своей малой родине. Часто во время этих встреч звучали воспоминания людей о прошлом. Под влиянием этих впечатлений в том же году Исмагилов написал картины «Одинокая кибитка», «Кызыл таш. Красный камень». Они воспринимаются как олицетворение родовой памяти художника, воскрешающей мелодию забытой песни.
… В степи, овеваемой запахами степных трав и ветрами, одиноко лежит красный камень. Когда-то он отмечал границу своего племени, шли времена, земли переходили в другие руки и новые хозяева оставляли на нем свои знаки — тамга. Непоколебимо он врос в землю, став вечным памятником былому. Как напев курая, льются плавные ритмы полотна, гамма охристо-зеленых тонов сливается в единую, протяжную и грустную мелодию.
Память о прошлом — лишь одна составляющая духовных исканий Ф. Исмагилова. Символично, что почти одновременно с этими произведениями он пишет картину «Великаны», ставшую своеобразной визитной карточкой художника.
В этом холсте — философские размышления автора о судьбе мира, неоднозначности жизни. Тревожное настроение переплетается в нем с чувством уверенности в созидательных началах жизни. Тишина и устоявшееся постоянство вдруг сменяются могучим взрывом сил, заложенных в природе. От земли к космосу устремлены деревья-великаны, обозначая величие этих двух миров и объединяя их.
Романтические стороны таланта художника раскрываются в серии его полотен «Осоу. Полет». Улица родной деревни Зуяково, где родился Ф.А. Исмагилов, с одной стороны обрывалась крутым спуском к реке Инзер. Стоя на ней можно было видеть полет птиц где-то там, внизу. Художник помнит: в детстве ему казалось, что можно разбежаться, расставив руки, и полететь, как птица, с высокого утеса. Эти ощущения легли в основу его полотен, объединенных под названием «Полет», в образно-поэтической форме отражающих состояние его души и в целом свободолюбивый дух башкирского народа.
Интерес живописца к национальной истории обусловил и его обращение в 1993 году к образу человека, который в XVIII веке пользовался всеобщим уважением народа. Его имя Юлаев Миндигул. Он был смел, образован, в 1739-1740 годах руководил восстанием башкир против угнетателей. «Карасакал. Чернобородый» — прозвали его башкиры. Таким увидел художник лицо героя, частично скрытое шапкой, бородой и повязкой, закрывающей раненую переносицу. О человеке говорят в основном его глаза: они выдают натуру мудрую, собранную, волевую. Портрет очень немногословен по цвету, его черно-охристая гамма вызывает ассоциации с пожелтевшей старинной фотографией. Этим нарочитым приемом автор стремится придать портрету документальный характер.
Национальная история, традиции постигаются Ф. Исмагиловым в последующие годы в обширной серии произведений — «Молитва» (1994), «Курбан» (1998), «Тафтиляу», «Фуркан. Первое название Корана» (обе — 2002).
Наивысшим проявлением этого направления его творческих поисков стали серии полотен, выполненных совместно с художником Илдаром Ихсановичем Гаяновым. Общее восприятие исторических моментов в жизни башкирского народа, стремление осмыслить их с точки зрения современности объединило этих двух живописцев. В 1998 — 2004 годах они создали серию «Башкирские войска в Отечественной войне 1812 года», состоящую из шести картин. Цикл открывает работа мужественного и сурового звучания — «Призыв башкир на войну императором Александром I». Два других полотна рисуют батальные сцены атаки французских войск стремительной башкирской конницей под Бородино и Березино. В атмосферу праздничных событий переносят зрителя картины, изображающие парад башкирских войск на Елисейских полях и сцену, когда батыры празднуют победу на площади Сен-Жермен в Париже. Художники стали первооткрывателями этой темы в башкирской живописи. Им пришлось изучить множество исторических, архивных материалов, вооружение и воинское облачение той эпохи, чтобы воссоздать хронику и характер событий войны 1812 года. При всей документальности произведения серии несут глубокое образное, эмоциональное начало, печать личной взволнованности авторов. Убедительное доказательство тому — последняя картина цикла «Возвращение на Урал», которая полна чувства гордости за свой народ и любви к нему, к природе Урала.
Понимая характер искусства Файзрахмана Абдрахмановича Исмагилова и его единомышленника И.И. Гаянова, можно однозначно сказать, что они не могли пройти мимо образа башкирского национального героя Салавата Юлаева. В 2004 году на выставке в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова, посвященной 250-летию прославленного воина и поэта, экспонировалась серия картин, созданных этими авторами — «Сказание о Салавате» (2003-2004). В этом же году за оба цикла мастера были удостоены званий лауреатов Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
Открывает серию работа «Отрочество Салавата». С вершины холма, на котором расположилась группа башкир, открывается взгляд на широкую панораму уральского пейзажа. В долине — юрты башкир, здесь течет своя размеренная жизнь. Серебрятся воды реки у подножья величественных дальних холмов. В группе людей — старцы и дети, в центре юный Салават. Он готовится показать аксакалам свое умение играть на курае. С большой искренностью и теплотой воспроизводят авторы эту сцену, поэтическую окраску которой придает пейзажный фон. Картина цельна по композиции, колориту, она словно окутана мягким валером серебристо-бирюзовых, охристых тонов. Ее мягкая цветовая гармония сливается в единую просветленную, лирико-поэтическую мелодию, поющую о родном крае, взрастившем батыра.
Вторая работа цикла — «Отец и сын». Сидящий на коне опытный и сильный воин Юлай Азналин благословляет на борьбу сына, вручив ему знамя. Гарцует серый конь под Салаватом, в выправке которого читается готовность повести за собой стоящий поодаль отряд башкир. В каждой картине художники большую роль отводят пейзажному фону, который формирует их эмоциональную среду. В этом полотне он окрашен более сдержанными тонами, созвучными суровой атмосфере происходящего.
Композиция «Призыв» является драматической доминантой цикла. Как эхо, звучит в горах призыв Салавата Юлаева, разнося весть о восстании. Та степень художественной выразительности, которая достигнута авторами, невозможна без глубинного понимания национального характера, образа жизни и поведения людей, в чем они убеждают зрителя.
Картина «Встреча Салавата Юлаева с Емельяном Пугачевым» — еще одна страница в биографии героя, а его воинская доблесть стала содержанием работы «Осада крепости Оса отрядами Салавата Юлаева и полковника Белобородова». В ней показан момент яростной атаки крепости восставшими. При всем том внутреннем напряжении, которым наполнена картина, ее решение запрограммировано на оптимистическую идею — идею безусловной победы повстанцев, необоримого мужества и героизма их предводителя Салавата Юлаева. Ф. Исмагилов и И. Гаянов явили уникальный случай в башкирском искусстве, когда два разных художника, объединенные и взволнованные общей идеей, создали единые по стилю, образному и цветовому решению произведения. Развивая традиции башкирских мастеров старшего поколения, они создали монументальные, новые по теме и решению композиции, выразив в них свое гражданственное, художественное осмысление значимых событий и личностей в истории башкирского народа.
Истину своего искусства, так же как его замечательные предшественники А.Ф. Лутфуллин, Р.М. Нурмухаметов, Файзрахман Абдрахманович Исмагилов находит в Отчизне. История, духовная жизнь народа, традиции и современность — различные грани этих больших, глубинных тем находят воплощение в его жанровой, портретной, пейзажной живописи.
Полотно мастера 2005 года «В краю белых снегов» возвращает нас в мир, наполненный сиянием светлых, мажорных красок, ощущением безбрежных просторов величественной уральской природы, где пасутся вольные стада и течет вечная жизнь.
Валентина Сорокина